История
Калининградский трамвай.
Начинать рассказ об истории создании калининградского трамвая, которая берет свое начало с 1946 года, думается, будет не совсем правильным. Ибо тогда в наше повествование не войдет огромный исторический материал зарождения и развития транспорта в Кенигсберге. А без прошлого, как известно, нет будущего. Поэтому краткое изложение более чем вековой истории, на наш взгляд, будет вполне уместно.
26 мая 1881 года - началось движение первых вагонов кенигсбергского конного трамвая.
5 июня 1881 года открылось движение и по второй линии – от Королевских ворот до Кроненштрассе.
В конце 1887 года существовало уже пять линий конки.
31 мая 1895 года - на улицах города появился первый кенигсбергский трамвай. Этому предшествовал целый ряд событий. Для первой линии Закхайм – Пиллауский вокзал на заводе «Феникс» в Руре были заказаны трамвайные рельсы, а на заводах «Всеобщей компании электричества» - контактная сеть, паровые динамо-машины и вагоны.
Строительство путей началось летом 1884 г
ода и закончилось весной 1885 года. На городской электростанции Мюленберг, построенной в ноябре 1890 года и расположенной в районе нынешнего Дома советов, была установлена дополнительная динамо-машина мощностью 125 л.с. Рядом с электростанцией возвели трамвайное депо. Первые двухосные моторные вагоны поступили с завода Буша из Бауцена, затем с завода Г.Линнера из Аммендорфа под Галле. С 1899 года подвижной состав стал полностью пополняться вагонами с кенигсбергской машиностроительной фабрики Штайнфурта. Ширина колеи кенигсбергского трамвая должна была составить 1000 мм.
Маршрут, по которому ходил первый кенигсбергский трамвай со скоростью 9 км/час, проходил от Пиллауского (Балтийского) железнодорожного вокзала до Нового рынка (ныне район универсама «Московский»). Вдоль нынешнего Московского проспекта курсировали вагончики марки «Бош». В 1895 году длина рельсового пути составляла всего 5,7 километров.
На первой городской трамвайной линии был установлен более низкий по сравнению с конкой тариф за проезд, но, тем не менее, она сразу стала давать прибыль, и только в первый год эксплуатации по ней было перевезено 923 тысячи пассажиров
1901 год – общая протяженность рельсовых путей достигла 27,6 км, общий объем перевозок – 3,5 миллиона пассажиров в год, вагонный парк – 53 единицы, в том числе 8 прицепных вагонов. Городские трамваи обслуживали 202 человека, в том числе 55 вагоновожатых, 58 кондукторов и 76 рабочих депо. Стоимость проезда составляло 10 пфеннигов. Существовали разные системы оплаты: были льготные, школьные, месячные, декадные и другие билеты. Кенигсбергский трамвай охватил своими линиями весь центр города, а также его западную, южную и восточную части Кёнигсберга. Строительство трамвайных линий велось столь интенсивно, что к концу 1901 года практически весь город был покрыт сетью маршрутов электрического трамвая. Появилось множество новых линий, связывающих все важные точки города: центр, вокзалы, пригороды, промышленные объекты. Общая протяженность трамвайных путей достигла 54 км, а объем перевозок – 9,5 миллионов пассажиров в год (такая же протяженность трамвайных путей в 2012 году).
1902 год – в связи с большим количеством вагонов, старое депо на улице Мюленберг и депо-профилакторий в районе Розенау перестали вмещать весь подвижной состав. Начато строительство нового трамвайного депо, вагоноремонтных мастерских и новой городской электростанции в промышленном районе Косе.
К концу первого десятилетия ХХ века в Кенигсберге действовало 9 муниципальных трамвайных маршрутов и 4 маршрута акционерного общества «КЁСАГ». Маршруты различались по цветам. Это позволяло людям на остановке не вглядываться пристально в номера на «лбу» приближающегося вагона, а спокойно ждать своего трамвая.
Трамвайные маршруты муниципальных трамваев
№ Маршрута | Маршрут | Цвет Маршрута | Интервал движения (мин) |
---|---|---|---|
1
№ Маршрута
|
Закхаймские ворота – Коссе
Маршрут
|
зелёный
Цвет Маршрута
|
12
Интервал движения (мин)
|
2
№ Маршрута
|
Закхаймские ворота – Оберлаак
Маршрут
|
бело-зелёный
Цвет Маршрута
|
12
Интервал движения (мин)
|
3
№ Маршрута
|
Скотобойня - Ластади
Маршрут
|
красный
Цвет Маршрута
|
10
Интервал движения (мин)
|
4
№ Маршрута
|
Штайндаммские ворота - Трагхайм - ул. Вайдендамм - ул. Унтерхаберберг - Форштадт - Луизенхёэ
Маршрут
|
белый
Цвет Маршрута
|
6
Интервал движения (мин)
|
5
№ Маршрута
|
Щёнбущ - пл. Кайзер - Вильгельм-плац
Маршрут
|
бело-красный
Цвет Маршрута
|
15
Интервал движения (мин)
|
6
№ Маршрута
|
Восточный вокзал - Трагхайм - Росгартен - Пиллауский вокзал
Маршрут
|
зелено-красный
Цвет Маршрута
|
8
Интервал движения (мин)
|
7
№ Маршрута
|
Восточный вокзал - Королевские ворота
Маршрут
|
желто-белый
Цвет Маршрута
|
6
Интервал движения (мин)
|
8
№ Маршрута
|
Восточный вокзал - Королевские ворота - Кальтхоф
Маршрут
|
желто-белый
Цвет Маршрута
|
12
Интервал движения (мин)
|
9
№ Маршрута
|
Луизенхёэ - Королевские ворота
Маршрут
|
желто-красный
Цвет Маршрута
|
12
Интервал движения (мин)
|
1910-1913 годы – на большинстве линий проложили вторые пути, роликовые токосъемники заменены на скользящие бугельные. Общее число вагонного парка достигло 229, в том числе 157 моторных.
1928-1929 годы – в связи с открытием новых железнодорожных вокзалов были проложены новые трамвайные пути, устроены крупные оборотные кольца с большим числом обгонных путей. Движение трамваев осуществлялось с 5 утра до 24 часов с интервалом 10 минут. Поездка по одному маршруту в дневное время стоила 20 пфеннигов, в ночное время – 30 пфеннигов.
1931 год – введено в строй новое депо, рассчитанное на 160 вагонов, построенное на пустыре за строящимся тогда Главным вокзалом (то самое, наше трамвайное депо, которое эксплуатируется и поныне) Строительство нового трамвайного депо было начато в 1929-м году и было полностью закончено к 1931 году.
Во время войны, по данным на 1943 год, интервал движения трамваев увеличился на 5-10 минут, ночное время начиналось с 21-22 часов, рейсы после 24 часов были отменены.
Хочется напомнить, что нумерация маршрутов была введена только в 1941 году. До этого, как отмечалось выше, маршруты различались по цветам вагончиков или по сочетанию цветов. Вот как выглядело расписание движения тех лет:
Номер маршрута | Маршрут (в современной ориентации) | Интервал движения в минутах | ||
---|---|---|---|---|
до 21 часа | от 21 часа | Ночное время | ||
№1 | Южный вокзал – пл. Маршала Борзова | 8 | 12 | нет |
№2 | Южный вокзал – ул. Гагарина | 10 | 12 | 30 |
№3 | Южный вокзал – ул. Бассейная | 6 | 10 | 30 |
№4 | Южный вокзал – ОП Октябрьский | 7 | 10 | 30 |
№5 | Ул. Горького – Мясокомбинат | Данных нет | ||
№6 | Королевские ворота – парк им.Калинина | 10 | 12 | 30 |
№7 | Ул. А.Невского – Тенистая аллея | 15 | 20 | 30 |
№8 | Парк им.Гагарина – ул. А.Невского | 15 | 15 | 30 |
№9 | Закхаймские ворота – конец Московского пр. | 20 | 20 | нет |
№10 | Закхаймские ворота – Правая набережная | 20 | 20 | нет |
№11 | Южный вокзал – Центральная площадь | 10 | 15 | 60 |
№12 | Мясокомбинат – пл. Маршала Борзова | 10 | 12 | 60 |
№15 | Ул. Киевская – ул. Лесопарковая | 15 | 15 | 30 |
В конце января 1945 года из-за значительных повреждений контактной сети и путей трамвай в Кенигсберге перестал ходить.
После войны первым и единственным видом городского транспорта в Кёнигсберге-Калининграде стал трамвай.
Четвертого июля 1946 года Кёнигсберг был переименован в Калининград, а 11 июля 1946 года был организован трамвайный трест. Контора треста разместилась на улице Оттокарштрассе.
Восстановление калининградского трамвая было объявлено народной стройкой. Вся трасса была разбита на участки и закреплена за 11 предприятиями и учреждениями города: ЦБК-2, вагоностроительным заводом, спиртзаводом, 7-й комендатурой, перевалочной базой и другими. Работы велись сразу по нескольким направлениям: разбирались завалы на дорогах, восстанавливалось путевое хозяйство, ремонтировался подвижной состав.
Первоочередные работы по восстановлению трамвайных путей начались на улице Житомирской (бывшей Штайндамм) – на отрезке между площадью Трех Маршалов (ныне площадь Победы) и Королевским замком: вели расчистку рельсовых путей от щебня, обломков и мусора, поднимали упавшие опоры.
В депо Коссе осенью 1946 года было отремонтировано 14 моторных и 4 прицепных вагона. 27 вагонов отправили по железной дороге в Симферополь, где они курсировали по улицам вплоть до 1956 года.
Для эксплуатации подвижного состава в штат трамвайного треста из-за отсутствия кадров были набраны вагоновожатые, кондукторы и рабочие из числа немецкого населения, оставшегося в городе. Из 552 работников треста 494 были немцами.
7 ноября 1946 года, сразу после демонстрации трудящихся по площади Трех Маршалов, от улицы Житомирской в сторону зоопарка пошел первый трамвай, открывший регулярное трамвайное сообщение после войны. Первый маршрут проходил следующим образом: переправа (район улицы Мариупольской у пересечения с железной дорогой на Пиллау) – Старая площадь (бывшая площадь Кайзер-Вильгельм-плац) – улица Житомирская (бывшая улица Штайндамм) – площадь Трех Маршалов – Сталинский проспект (бывшая улица Хуфеналлее) – универмаг (трамвайное кольцо у бывшей кирхи памяти королевы Луизы).
На 1 января 1948 года в обоих депо находились 31 моторный и 22 прицепных вагонов, а общая протяженность трамвайной сети достигла 50 км. Из пяти довоенных работала только одна тяговая подстанция. Практически через два с половиной года после окончания войны было восстановлено около 50% трамвайной сети и 20% вагонного парка от уровня 1944 года.
Особенностью калининградского трамвая первых послевоенных лет было то, что абсолютное большинство пассажиров перемещалось в нем с одного конца города в другой, не выходя в центральной части, которая была полностью разрушена во время войны и практически не заселена. Вагоны ходили постоянно переполненными, без соблюдения графика движения, в большинстве из них отсутствовали ручки и ременные петли, постоянно были открыты двери с обеих сторон.
В 1953 году калининградский трамвайный парк насчитывал 129 вагонов, пассажирооборот составил 29,5 миллиона человек в год. Общая протяженность трамвайных маршрутов превысила 90 км. Таким образом, было восстановлено более 80% всей трамвайной сети, 51% вагонного парка, а объем перевозок составил около половины от довоенного.
В этот период калининградский вагоностроительный завод прекратил капитальный ремонт старых кенигсбергских вагонов из-за его бесперспективности, то есть износ подвижного состава достиг критического уровня. Возникла необходимость замены наиболее изношенных вагонов новыми. Однако в СССР не выпускались трамвайные вагоны для узкой колеи и нужно было приобретать их за рубежом.
Весной 1954 года советским правительством было принято решение о закупке в ГДР узкоколейных трамвайных вагонов для Калининграда и Выборга. 25 декабря в Калининград прибыли один моторный и три прицепных вагона марки Т-54 и В-54 соответственно. С этого момента начался процесс поэтапной замены старых штайнфуртских вагонов на новые цельнометаллические. Целая партия трамваев из ГДР поступила в первом полугодии 1955 года. В целях их сбережения и повышения ответственности, вагоны закрепили за маршрутами №1 и №6, приказом назначили водителей.
Пуск новых вагонов потребовал дополнительного ремонта путей, увеличения мощности подстанции, приведения в порядок путевого хозяйства.
Конец 50-х и 60-е годы были периодом самого интенсивного развития калининградского трамвая. Продолжались работы по замене рельсов и реконструкции трамвайных путей на площади Победы, по Сталинградскому и Советскому проспектам, улицам Ленина, Дзержинского, Маяковского, А.Невского, Московской, Кавалерийской, Житомирской, Черняховского, Октябрьской, Кирова, Клинической и другим. При этом было использовано 700 тонн рельсов с трамвайных линий, демонтированных в Советске. Происходила активная замена старых кенигсбергских вагонов на новые, поступившие из ГДР.
К концу 1960 года в Калининграде действовало девять маршрутов:
- №1: Лесная аллея – проспект Победы – Сталинградский проспект – улица Кавалерийская – улица Тельмана;
- №2: парк культуры и отдыха имени Калинина – Сталинградский проспект – улица Пролетарская – улица Подгорная – улица Моховая – улица Корабельная – улица Киевская – улица Суворова – улица Транспортная;
- №3: Центральный рынок – улица Горького;
- №4: парк культуры и отдыха имени Калинина – Сталинградский проспект – улица Кавалерийская – улица Клиническая – улица Ленина – улица 9 Апреля – аэропорт;
- №5: улица Мастеровая – Советский проспект – улица Кавалерийская – улица Клиническая – улица Зарайская – улица Октябрьская – улица Аллея Смелых – мясокомбинат;
- №6: Сталинградский проспект – Трамвайная аллея – улица Кирова – Советский проспект – площадь Победы;
- №8: мясокомбинат – улица Аллея Смелых – улица Дзержинского – улица Октябрьская – улица – Старогородская – улица Горная – улица Правая Набережная – вагоноремонтные мастерские;
- №9: улица А.Невского – улица Клиническая – улица Шевченко – улица Маяковского – улица Суворова – морской порт – улица Транспортная;
- №10: мясокомбинат – улица Дзержинского – улица Багратиона – улица Маяковского – улица Моховая – улица Корабельная – кинотеатр «Родина».
В 1967 году прибыли последние вагоны из ГДР – их выпуск был прекращен. К этому времени насчитывалось 224 вагона – 117 моторных и 107 прицепных. Кроме того, имелось 7 рабочих вагонов и 4 снегоочистителя. Калининградский трамвайный трест был переименован в Управление Калининградского трамвая, в котором трудилось 1318 человек.
Учитывая потребность в обновлении подвижного состава, управление калининградского трамвая в 1971 году заказало в Чехословакии первую партию вагонов «Татра 4СУ», что потребовало реконструкции некоторых участков путей на проспекте Мира, улицах Камской, Киевской, Багратиона. Также, учитывая сложность этого подвижного состава, его принципиальное и конструктивное отличие от ранее эксплуатируемого в Калининграде, на предприятии началась подготовка к его приемке и соответствующей базы для ремонта и эксплуатации.
Под руководством начальника службы подвижного состава Суховольского Якова Романовича и главного инженера службы Шадрина Виктора Николаевича (в настоящее время Виктор Николаевич Шадрин работает главным инженером МКП Калининград-ГорТранс) были реорганизованы и переоснащены соответствующим оборудованием, аппаратурой, технической документацией ремонтные участки депо и вагоноремонтных мастерских, начато обучение персонала. Первые пять чешских трамваев вышли на улицы Калининграда в январе 1972 года, а в ноябре того же года первый трамвай прошел по вновь открытому эстакадному мосту. 6 июля 1973 года в северной части города, в районе массовой жилищной застройки, была открыта новая трамвайная линия длиной в один километр – по улице Мастеровой, куда был продлен маршрут №5.
В начале 80-х годов проводилась плановая реконструкция трамвайных путей, в частности, на улицах Багратиона и Суворова, а количество вагонов на линии достигло 120 единиц. В этот период в Калининграде действовало десять маршрутов:
- №1: ЦБЗ-2 – улица Черняховского – улица Тельмана – больница им. Калинина;
- №2: улица Бассейная – кинотеатр «Родина» - завод «Янтарь»;
- №3: парк культуры и отдыха имени Калинина - парк культуры и отдыха имени Гагарина;
- №4: станция Октябрьская – улица Черняховского – аэропорт;
- №5: улица Маршала Борзова – улица Черняховского – мясокомбинат;
- №6: улица Бассейная – площадь Победы – улица Зеленая;
- №7: завод «Янтарь» - мясокомбинат;
- №8: больница им. Калинина – улица А.Невского – кинотеатр «Родина»;
- №9: улица Литовский вал – улица Октябрьская – улица Суворова – завод «Янтарь»;
- №10: Южный вокзал – ул. Шевченко – ул.Фрунзе – Литовский вал.
С началом экономического кризиса 90-х годов подвижной состав калининградского трамвая сократился до 140 единиц – из-за массового списания изношенных вагонов Т-4СУ (это был уровень 1954 года). 102,2 км трамвайных линий питались от 16 тяговых подстанций. В 1994 году в Калининграде действовало девять трамвайных линий:
- №1: ЦБЗ-2 – улица Черняховского – улица Тельмана (19,1 км);
- №2: улица Бассейная – кинотеатр «Родина» - завод «Янтарь» (26,5 км);
- №4: станция Октябрьская – улица Черняховского – улица Гагарина (19,1 км);
- №5: улица Маршала Борзова – улица Черняховского – улица Октябрьская – мясокомбинат (20 км);
- №6: улица Бассейная – площадь Победы – улица Горького (14,4 км);
- №7: завод «Янтарь» - кинотеатр «Родина» - мясокомбинат (18,2 км);
- №8: улица Тельмана – улица А.Невского – Московский проспект – улица Багратиона – улица Киевская - парк культуры и отдыха имени Гагарина (19,8 км);
- №9: улица Гагарина – улица Октябрьская – улица Суворова – завод «Янтарь» (19,7 км);
- №10: Южный вокзал – Ленинский проспект – улица Шевченко - площадь Маршала Василевского – улица Горького (15,4 км).
С 1987 года парк эксплуатируемых вагонов стал обновляться новыми вагонами чешского производства КТ4. Эти вагоны в народе прозвали «гармошками».
Поставки новых вагонов КТ-4, произведенных национальным предприятием ЧКД ПРАГА продолжались вплоть до 1994 года. Всего в Калининград из Чехословакии было поставлен 41 трамвай.
В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века Калининград можно смело было назвать «трамвайной империей». Трамвайная сеть опутывала практически весь город. Доля трамвая в перевозке пассажиров всем общественным транспортом в Калининграде доходила до 70 %. На линию выходило более 90 трамвайных поездов, включая двух и трех-вагонные системы, которые работали на самых напряженных городских маршрутах – 2, 4, 5, 6-м. Общий выпуск вагонов на городские маршруты доходил до 130 единиц подвижного состава (сегодня ежедневно из трамвайного депо выходит на городские маршруты 28- 30 трамваев).
В 1995-м году в Германии были закуплены два трамвая марки «Дюваг» работавшие до этого в городе Маннхайм. Вагоны были не новые – один 1963-го года инв. № 443(в 2012 году он отремонтирован и сейчас работает экскурсионным трамваем), другой, инв № 442 – 1965 года выпуска. Оба эти трамвая проработали до 1998 года и дальше не эксплуатировались из-за поломки и невозможности ремонта т.к. не было запасных частей на них.
В начале 1998 года парк пополнился тридцатью «бэушными» вагонами из Германии, чехословацкого производства Татра Т-4, которые после соответствующего ремонта вышли на городские линии. Первые из прибывших немецких трамваев, сияющие серо-красными боками (следы от закрашенной рекламы), отправились по маршрутам №2 и №6.
В последнее обновление трамвайного парка в Калининграде и тоже старыми вагонами из Германии было проведено в 1999 году, когда пришли 12 трамваев из города Халле. Начиная с 1999 года и по 2012 год обновления подвижного состава в трамвайном депо не производилось.
Сейчас калининградский трамвай не испытывает нужды в запасных частях. Поставки необходимых узлов и деталей осуществляются своевременно и в полном объеме. Но подвижной состав стар. Ремонт его обходится дорого. Самый молодой вагон – 1994 года постройки. Самый старый из линейных вагонов – 1976 года. Всего на балансе в депо числится 48 вагонов.
В 2012 году было произведено первое обновление парка трамвая за последние 13 лет. Была поставлена новая техника последнего поколения низкопольных трамваев, можно смело сказать, что такой подарок город не получал уже 18 лет (с 1994 года).
Вот такой он наш трамвай PESA-120Na польского производства последнего поколения низкопольных трамваев, приспособленный для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями, оборудованный кондиционером как салона так и кабины водителя.
В 2021 году в МКП «Калининград-ГорТранс» произошло очередное обновление парка трамваев. В соответствии с договором МКП «Калининград-ГорТранс» было принято 16 новых низкопольных, двухсекционных трамваев «Корсар».
Данная модель, созданная специально для узкоколейных трамвайных систем, объединяет в себе наработки конструкторов и дизайнеров. Для комфортной и безопасной перевозки пассажиров «Корсар» оснащен системой пассивной безопасности, системой видеоконтроля и мониторинга дорожной ситуации.
В заключение, можно сказать, что сегодня наш калининградский трамвай с уверенностью смотрит в будущее.