4 июля 1946 город Кёнигсберг был переименован в Калининград, а уже 11 июля 1946 года был организован трамвайный трест. Контора треста разместилась на улице Оттокарштрассе (ныне ул. Огарева). Восстановление калининградского трамвая в послевоенное время было объявлено народной стройкой. Вся трасса была разбита на участки и закреплена за 11 предприятиями и учреждениями города. Работы велись сразу по нескольким направлениям: разбирались завалы на дорогах, восстанавливалось путевое хозяйство, ремонтировался подвижной состав. Первоочередные работы по восстановлению трамвайных путей начались на улице Житомирской (бывшей Штайндамм) – на отрезке между площадью Трех Маршалов (ныне площадь Победы) и Королевским замком: вели расчистку рельсовых путей от щебня, обломков и мусора, поднимали упавшие опоры.
Для эксплуатации подвижного состава в штат трамвайного треста из-за отсутствия кадров были набраны вагоновожатые, кондукторы и рабочие из числа немецкого населения, оставшегося в городе. Из 552 работников треста 494 были немцами.
7 ноября 1946 года, сразу после демонстрации трудящихся по площади Трех Маршалов, от улицы Житомирской в сторону зоопарка пошел первый трамвай, открывший регулярное трамвайное сообщение после войны.